Кое-что про Нищенко
Назад Главная страница
Нелепо и загадочно погиб чемпион мира по ледовому спидвею Николай Нищенко. В сентябре 1993 года на презентации новой модели автомобиля "Вольво" организаторы попросили Николая, гостившего в Голландии у своей невесты Александры Тайс, проехать несколько кругов на спортивном мотоцикле по ледовой дорожке. Николай упал, ударился о бетонное ограждение и умер.
Его тренер мастер спорта Александр Тарарин в тот момент находился в Москве. Тем не менее он не мог простить себе нелепой смерти подопечного: ему казалось, что не подготовил Николая к показательному заезду. Чувство вины заставило его бросить тренерскую работу. Но Тарарин следит за событиями заинтересованно, критично.
– Александр Иванович, есть мнение, что ледовый спидвей – самый безопасный вид мотогонок.
– Это не верно. Ледовые гонки так же опасны, как и все остальные. Спортсмен достигает результата на пике разумного риска. Он знает предел, переступать который нельзя. Недаром американцы до сих пор не культивируют у себя этот вид гонок, считают его очень опасным.
– Опаснее, чем гаревый спидвей?
– Да. В США страховые агентства отказываются работать со спортсменами, выступающими на мотоциклах с длинными острыми шипами. Считают, что ими можно зарезать человека. Американцы тоже проводят мотогонки на льду, но шипы на резине их мотоциклов короткие, едва выступают за поверхность протектора.
– Пока никто не погиб от длинных шипов...
– Шипы никого не убили, но нанесли много травм. За каждую такую травму страховые компании выплачивают большие деньги.
– Вы до сих пор не знаете причину гибели Николая Нищенко?
– Не укладывается в голове, как такое могло случиться. Ведь он никогда не шел на неоправданный риск. Я расспрашивал очевидцев, но они ничего толком объяснить не могут. Его невеста Александра видела все своими глазами, но и она не в состоянии что-либо прояснить. Гибель Николая останется для меня вечной загадкой.
– А вы были в Лужниках в 1984 году, когда погиб Анатолий Гладышев?
– Да, это случилось на моих глазах. Завершался чемпионат мира. Анатолий стартовал по первой дорожке, рядом с ним – швед Эрик Стенлунд. Гладышев рассчитывал выиграть этот заезд. Но проиграл старт – Стенлунд ушел вперед. Чтобы исправить ошибку, Гладышев слишком "передержал" газ, не вписался в поворот, упал, сломал шейный позвонок и умер. И все же такие случаи единичны. Просто все, что происходит с гонщиками, всегда на виду. Вот потому и складывается порой негативное впечатление.
– Судя по статистике, гибнут только российские гонщики.
– В основном, да. Из иностранцев погиб только итальянец Ремо Дальбоско. Это произошло в 94-м в Берлине на отборочных соревнованиях. С тех пор итальянские спортсмены не выступают в ледовом спидвее. А русских больше потому, что у нас и спортсменов больше, чем во всех других странах, вместе взятых. Так исторически сложилось, что мотогонки на льду стали нашим национальным видом спорта.
– Чем это объяснить?
– У нас длинная зима, крепкие морозы, много льда – не только на стадионах, но и на реках, озерах. Именно на озерах тренировались наши первые ледовики.
– Когда шипы появились в России?
– Первая спортивная езда по льду прошла в Москве на стадионе "Динамо" в марте 1938 года. Началось все спонтанно: мастер спорта Сергей Бучин сделал несколько кругов на глазах у зрителей, пришедших на хоккейный матч. В 60-х годах нас постиг настоящий ледовый бум. С тех пор мы удерживаем полное превосходство в мировом спидвее. Габдрахман Кадыров или Сергей Тарабанько становились чемпионами мира несколько лет подряд. Кадыров – шестикратный чемпион!
– Не случится ли так, что со временем гонщики других стран перехватят у нас инициативу?
– Пока нам это не грозит. Россия богата первоклассными тренерскими кадрами, жива российская школа спидвея. В Воркуте действует прекрасная спортивная база, где можно тренироваться шесть месяцев в году. Даже западные гонщики приезжают сюда на сборы. У нас по-прежнему проводится масса региональных, отборочных соревнований. Вызывает тревогу лишь то, что в элитных гонках давно не видно молодых лиц. Это опасно тем, что зрителям надоест смотреть на одних и тех же спортсменов. Я бы посоветовал нашим тренерам обратить особое внимание на малые классы мотоциклов – 125 и 175 куб. см. Это классы для молодежи. Будет больше молодежных гонок – быстрее вырастут новые Балашовы и Кадыровы.

Беседу вел Анатолий ЛЕЛЬЕВР
Hosted by uCoz